Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23»

Тема:
Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания. Состав числа 13.
(математика 2 класс
УМК «Гармония»)

                                                                      учитель: Власова И.М

Цели:

  1. Начать работу по усвоению состава числа 13;
  2. Совершенствовать умение составлять равенства на основе взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
  3. Продолжить работу по усвоению состава чисел 11, 12;
  4. Совершенствование умений складывать отрезки.

Оборудование:
- компьютер и мультимедийная презентация;
- таблицы с математическими выражениями;
- таблица «Домик числа 13»;
- калькулятор (у учеников);
- таблицы для самоконтроля (у учеников);
- набор цифр (у учеников).

Ход урока:

I. Орг. момент. Сообщение темы урока.
- Сегодня наш урок математики посвящен теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания. Состав числа 13».

II. Устный счет.(с использованием презентации)

12

 
а) Состав чисел 11,12.  

 
 

- Какие два числа нужно сложить, чтобы получить число 11? (12?) Поставьте числа на их места в домике. (Дети поднимают недостающее число, после чего оно занимает свое место в домике на экране).
б) Игра «Вычитайка». Работа в парах по таблицам для самоконтроля. Один ученик называет выражение, а другой – называет ответ, потом меняются ролями.

III. Состав числа 13. (Открытие нового знания)
а) № 98 учебника стр. 36 (с использованием презентации)
- Как называются эти фигуры? (Ломаные незамкнутые линии)
Посмотрите на первую ломаную.

   7 + 6

Прочитайте выражение под ней. Как вы думаете, что обозначает число 7 на этом рисунке? (Число коротких звеньев) Что обозначает число 6? (число длинных звеньев) Что обозначает сумма чисел 7 и 6? (Общее число звеньев) Найдите значение суммы. Как это сделать? Используйте предложенные модели
Запишите это равенство. (7+6=13)
Какие еще равенства можно составить по рисунку? (6+7=13   13-6=7  13-7=6)
Аналогично с рис №2 и 3

                     4 + 9                                                                         8 + 5

- Какие правила использовали при составлении выражения? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое)
Посмотрите на первую строку выражения. Что общего заметили? (Суммы. Значения сумм 13)
б) №100 страница 36
- Сколько всего кружков в каждой строке? (13) Представим число 13 в виде суммы двух слагаемых. Сколько белых кружков в первой строке? (10) Сколько черных? (3) Какое выражение можно составить? (10+3=13  или  3+10=13)
Аналогично другие строчки
- Из каких двух слагаемых может состоять число 13? (Вывешивается домик 13)
- Что изменялось на рисунке? (Число белых кружков уменьшалось, число черных увеличивалось)  Что происходило с общим числом кружков? (Не изменялось) Почему? Ведь кол-во белых кружков уменьшалось. (т.к. число черных увеличивалось аналогично)

IV. Работа над изученным материалом.
№102 страница 37
- Какие числа можно прибавить к 10, чтобы получить число > 13? Проверь на числовом луче.
- Какие числа можно вычесть из 13, чтобы получить числа меньше 10? Проверь на калькуляторе.

V Обобщение
Какой длины полоски нужно сложить, чтобы получить полоску длиной 13 см? (практическая работа по отрезанию полоски задуманной длины и составлению целого заданной длины).  Начерти соответствующие отрезки в тетради.

VI. Итог урока. Домашнее задание.
- Какой теме был посвящен урок? Что нового узнали?
Домашнее задание № 103 страница 37.