Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой


ТЕМА: Разрядный состав трехзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Цели:
1. Совершенствование знаний о разрядном составе трехзначных чисел;
2. Основываясь на этих знаниях, учить приемам сложения и вычитания трехзначных чисел;
3. Совершенствовать умения решать задачи;
4. Совершенствовать вычислительные навыки;
5. Привитие интереса к изучаемому предмету.

Оборудование:
- учебник, тетрадь с печатной основой
- калькулятор
- компьютер
- мультимедийная презентация
- карточки с индивидуальными заданиями
- индивидуальные карточки разрядного состава трехзначных чисел

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

II . Устный счет.
а). Несколько сильных учеников работают по индивидуальным карточкам (см. прил. №1 )
- Найдите разность чисел 72 и 60 и узнаете длину древнего рыбоящера. (12 м)
- Найдите сумму чисел 7 и 7 и узнаете длину туловища динозавра тираннозавра. (14 м)
- Найдите разность чисел 20 и 15 и узнаете высоту бронтозавра. (5 м)
- Найдите разность чисел 86 и 60 и узнаете длину динозавра диплодока. (26м)
- Найдите разность чисел 30 и 27 и узнаете длину туловища мамонта. (3 м)
Работа сопровождается показом слайдов презентации и выставлением на доску карточек с ответами.
б).Решение задач.
-На сколько длина туловища мамонта меньше длины туловища тираннозавра? (на 11 м)
- Каких два древних животных нужно поставить рядом, чтобы их общая длина равнялась длине диплодока? (рыбоящер и тираннозавр 12 + 14 = 26)
- Назовите числа в порядке возрастания, убывания.
- Разделите числа на две группы. По какому признаку вы это сделали? (Однозначные числа и двузначные)
- Какие числа мы изучаем? (Трехзначные)
в). Работа в тетради с печатной основой № 35 стр. 15 (см. прил. №3) и на доске.
- Вставь пропущенные числа.(Числа в ряду увеличиваются на 1, значит после числа 124 напишу число 125; или: между числами 124 и 126 должно стоять число 125, и т.д.)
- Какие числа вставляли? (Трехзначные).Что о них знаем? (В трехзначном числе три разряда: единицы, десятки, сотни.)

III. Повторение изученного о разрядном составе трехзначных чисел.
а). - Запишите числа. Назовите, сколько единиц какого разряда присутствуют в этом числе.
- Масса самого тяжелого сома составляла 420 кг.
- Масса льва может достигать 125 кг.
- Самое высокое дерево в мире – секвойя вечнозеленая. Ее высота более 110 м.
- Масса лося может равняться 825 кг.
- Размеры исчезающих рыб белуг колеблются от 120 до 370 см.
Работа сопровождается показом слайдов презентации и записью чисел на доске и в тетрадях.
б).– По модели трехзначного числа прочитать число и показать его запись с помощью карточек разрядного состава. (см. прил. №2)

IV. Новая тема.
а). Печатная тетрадь 2, стр. 14, № 26. (см. прил. №4)
- Прочитайте задание. Что значит «увеличить число на 3 единицы»? (Это значит прибавить к числу 3 единицы) К единицам какого разряда мы будем их прибавлять? (К единицам) Прочитайте первое число. Увеличьте его на 3 единицы. Какое число получили? Почему? (В числе 72 2 разрядные единицы, 2 ед. + 3 ед. = 5 ед., 7 дес. 5 ед. = 75)
- Прочитайте второе число. Чем оно отличается от предыдущего? Сможем ли прибавить 3 единицы тем же способом к трехзначному числу? Попробуйте. Как будете действовать? (В числе 172 2 разрядные единицы, 2 ед. + 3 ед. = 5 ед. Значит получается число 175) Так же мы прибавили 3 единицы к трехзначному числу, как и к двузначному? (Да) Прочитайте третье число. Увеличьте его на 3 единицы. Как будете действовать? Какое число получится?
Аналогичная работа проводится с остальными числами.
б). Печатная тетрадь 2, стр. 14, № 28 (см. прил. №5)
в). Печатная тетрадь 2, стр. 15, № 32 (см. прил. №6)
Выполняя эти задания дети должны сами догадаться, что сотни прибавляют к сотням, а десятки вычитают из десятков. Работа сопровождается показом слайдов презентации
г). Учебник стр.106, № 314. (см. прил. №7)
- Прочитайте выражение. Цифра какого разряда изменилась при сложении?(Цифра единиц). Сколько разрядных единиц в первом слагаемом? (5 ед.) Сколько разрядных единиц получилось в сумме? (9 ед.)
- Сколько единиц надо прибавить к 5, чтобы получить 9 единиц? (4 ед.) Какое же число прибавим к 485, чтобы получить 489? (4) Проверим с помощью калькулятора:
485 + 4 = 489
Аналогично работа ведется с остальными выражениями.

Вывод: Как прибавляем единицы, десятки, сотни к трехзначному числу?
Как вычитаем единицы, десятки, сотни из трехзначного числа?

V. Решение задачи
а). Учебник стр. 104, № 307. (см. прил. №8)
Ученики читают задачу, анализируют ее условие и вопрос. Затем выбирают соответствующую схему, объясняют свой выбор, а также поясняют, почему нельзя использовать схемы «б», «в» и «г».
После этого записывается решение задачи: 624 + 933 + 525 (уч.)
Ответ задачи можно записать так:
Ответ: 624 + 933 + 525 учеников учатся в трех школах.
б).Затем ученики объясняют, что означают выражения, составленные по условию задачи, и с помощью калькулятора находят  их значения.
в) № 308 (см. прил. № 9)
Ученики читают задачу, анализируется ее условие и вопрос. Коллективно составляется схема, решение записывается самостоятельно. Два человека решают задачу у доски. Самопроверка. Некоторым ученикам дается дополнительный вопрос к этой задаче.
- Миша записал решение задачи так:
1). 4 – 3 = 1 (кг)
2). 8 + 1 = 9 (кг)
Прав ли Миша? Объясни его решение.

VI. Домашнее задание.
Учебник стр. 162, № 472
Печатная тетрадь 2, стр. 15, № 34

VII. Итог урока.
- Какой теме был посвящен урок? Что нового узнали? (Повторить вывод) Что больше всего понравилось делать на уроке?