Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Районный конкурс
«Учитель года 2008 - 2009»

ТЕМА:
Порядок выполнения действий
в выражениях.
(3 урок)
математика 3 класс
УМК «Гармония»

Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 23»
Власова Ирина Михайловна

ТЕМА: Порядок выполнения действий в выражениях. (3 урок)

Цели:

  1. продолжить работу по усвоению правил порядка выполнения действий в выражениях;
  2. формирование умений пользоваться правилами порядка выполнения действий для вычисления значений конкретных выражений;
  3. совершенствовать умение записывать решение задач выражением, применяя  правила порядка выполнения действий в выражениях;
  4. совершенствование вычислительных навыков;
  5. воспитание активной жизненной позиции.

Оборудование:
- учебник, тетрадь с печатной основой;
- компьютер;
- мультимедийная презентация;
- компьютерный тест;
- карточки с индивидуальными заданиями;
- карточки и таблицы к заданиям урока;
- «сигнальные» карточки (у детей)

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать начатую недавно тему «Порядок действий в выражениях». А для начала небольшая математическая разминка.

II . Устный счет.

а). Несколько сильных учеников работают по индивидуальным карточкам (см. прил. № 1), проходят тест по теме на компьютере.

б). - Найдите разность чисел 72 и 60 и узнаете длину древнего рыбоящера. (12м)
- Найдите произведение чисел 7 и 2 и узнаете длину туловища динозавра тираннозавра. (14м)
- Найдите частное чисел 45 и 9 и узнаете высоту бронтозавра. (5м)
- Найдите сумму чисел 19 и 7 и узнаете длину динозавра диплодока. (26м)
- Найдите разность чисел 30 и 27 и узнаете длину туловища мамонта. (3м)
Работа сопровождается показом слайдов презентации и выставлением на доску карточек с ответами. (прил. № 2)

в). Решение задач.
- На сколько метров длина туловища мамонта меньше длины туловища тираннозавра? (на 11 м). Как нашли? (Из большего числа вычли меньшее).
- Каких двух древних животных нужно поставить рядом, чтобы их общая длина равнялась длине диплодока? (рыбоящер и тираннозавр 12+14= 26(м))
- Составьте задачу на кратное сравнение. (… Во сколько раз рыбоящер больше мамонта? 12:3=4 (раза)).

- Назовите числа в порядке возрастания, убывания.
- Разделите числа на две группы. По какому признаку вы это сделали? (Однозначные числа и двузначные, четные и нечетные)

г). Поставьте знаки  <,  >,  =.(прил. № 3).
- Объясните свой выбор. «Зажгите огоньки» (согласен\ несогласен)

III. Повторение ранее изученного.

На доску вывешивается карточка  с записанным выражением (прил. № 4).
- Найдите значение выражения, но сначала вспомним правила о порядке действий. (Работа по схеме прил. № 5).
Дети записывают выражение в тетрадь, расставляя порядок действий. Далее рассуждение ведется устно. (Первым действием я делаю деление: 40:5=8, вторым действием – умножение: 3*7=21, затем 55 вычту результат первого действия 8, получится 47, и теперь, 47+21= 68). Карточки-результаты промежуточных действий накладываются на данное выражение, закрывая его часть.
На доску вывешиваются две такие же карточки (прил. № 4)
- Измените порядок действий и найдите значения полученных выражений.
(Изменить порядок действий мне помогут скобки. Я поставлю скобки так…, тогда порядок действий будет следующим… и т. д.)Задание выполняется по вариантам, проверка аналогично предыдущему заданию.

Карточки переворачиваются, на них схемы трех правил о порядке действий. (прил. № 6). Конкретизируем общее правило о порядке действий в выражениях. Повторение правил с опорой на схемы. (Если в выражениях без скобок действия равнозначные, то они выполняются по порядку слева направо; 2) если в выражениях без скобок действия неравнозначные, то сначала выполняется умножение и деление, а потом сложение и вычитание слева направо; 3) если в выражении есть скобки, то сначала выполняются действия в скобках, потом выполняется умножение и деление, а потом сложение и вычитание слева направо. )

- Вы еще раз убедились, что знание правил порядка действий очень важно в такой науке как математика. Но так ли уж они важны и нужны нам в обычной жизни? Попробуем ответить сегодня и на этот вопрос.

IV. Динамическая игра-соревнование.

- Сначала проведем с вами игру-соревнование.
а). Каждому ряду я предлагаю схему выражения (прил. № 7), а ваша задача расставить порядок действий. Чей ряд быстрее и правильнее. (4 ученика с каждого ряда выходят к доске по очереди и отмечают порядок действий, пятый ученик обобщает выбор одноклассников с опорой на правила).
Итог игры.
б). Работа по учебнику.
- А теперь, найдите подходящее к первой схеме выражение из № 228 с.75 учебника. (прил. № 7). Обсудите в парах.
Дети записывают найденное выражение в тетрадь (на доску вывешивается табличка с записью этого выражения) и находят его значение, оформляя запись удобным для себя способом. Аналогичная работа проводится со второй и третьей схемами.

V. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

На слайде запись выражений:
а)   42 – 21 : 3 + 8                      б)    64 : 9 + 9 * 5
- Расставьте порядок действий.
Учащиеся получают задание самостоятельно вычислить значения данных выражений (по вариантам). После выполнения дети обращаются к учебнику № 225 с. 74 с заданием: сравнить свои записи с записями Миши и Маши.
- Кто выполнил задание верно, кто допустил ошибки? (прил. № 8)
- В чем ошибка Миши? (Он ориентировался не на результат предыдущего действия, а на число, стоящее со знаком действия).

VI. Задача № 227 с. 75. (прил. № 9)

Чтение задачи.
- А приходилось ли вам раздавать что-либо по просьбе учителя? Например, к уроку технологии или русского языка? Значит, эта задача почти про вас, взята из вашей школьной жизни.
- В записях Миши и Маши есть одинаковые числа и выражения, что они обозначают:
- Что обозначает число 39? (Общее количество ручек).
- Что обозначает выражение 1*6? (Количество ручек, которое получили 6 учеников).
- Что обозначает выражение 3*5? (Количество ручек, которое получили 5 учеников).
- Вычислим выражение Маши в соответствии с правилами порядка действий.
(Получим 53, хотя по условию задачи было ручек 39).
- Выражение Миши соответствует логике рассуждений. Сначала мы узнаем количество ручек, которое раздали 6 ученикам (1*6), затем 5 ученикам (3*5), затем количество ручек, которое получили 6 и 5 учеников вместе.
- Что же мы узнаем последним действием? (количество оставшихся ручек).
- Ответили ли на главный вопрос задачи? (Нет).
- Нужно еще одно действие: результат разделить на 2.
- Запишем решение задачи по действиям:
1)  1 * 6 = 6 (р.) – дали шести ученикам
2)  3 * 5 = 15 (р.) – дали пяти ученикам
3)  6 + 15 = 21 (р.) – дали шести  и пяти ученикам вместе
4)  39 – 21 = 18 (р.) - дали ученикам по две ручки
5)  18 : 2 = 9 (уч.) – получили по две ручки
- Попробуем составить решение задачи с помощью выражения.
Используя карточки, дети выкладывают на столе выражение, соответствующее решению задачи. (Работа в парах)
(39 – 1 * 6 – 3 * 5) : 2 = 9(уч.) Проверка по слайду (прил. № 10)
- Так кто был прав: Миша или Маша? (Никто.)
- Да, ошиблись оба, оба задачу не дорешали. У Маши была еще и ошибка в порядке действий. В обычной жизненной ситуации она не применила математическое правило. А вам, ученикам, правила порядка действий могут ли понадобиться  в обычной жизни? Повторите эти правила.

VII. Дополнительное задание
Самостоятельная работа № 137 (2 столбик), с.63 (ТПО № 1). проверка фронтально по  слайду м\м (прил. № 11)

VIII.  Итог урока.
- Какой теме был посвящен урок? Важна ли эта тема, нужно ли ее изучать? (Повторить правила выполнения действий в выражениях). Что особенно запомнилось и понравилось? На следующем уроке вы научитесь применять эти правила при решении задач, и, я уверена, вы постараетесь не делать в них ошибок.
Домашнее задание.
№ 134, с.61 ТПО № 1, составить карточку-задание для соседа по парте, в которой будет схема придуманного вами математического выражения (прил. № 12). На следующем уроке вы обменяетесь этими карточками и попробуете расставить порядок действий в предложенных вам заданиях.