Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Тема: ЗВУКИ  [т], [т], [д], [д];  БУКВЫ  Т,т, Д, д.

Цели:  1. Учить обозначать согласные звуки буквами Т, т, Д, д;
2. Развивать фонетический слух и речь;
3. Воспитывать отзывчивость и доброе отношение к окружающим.

Ход урока:

ПОВТОРЕНИЕ.
1. Звуковая зарядка.
Чистоговорка:   Зу – зу – зу – моем Зину мы в тазу.
2. Игра «Слоги потерялись».
(Прочтение слогов на доске и составление из них слов).
СА  НИ  МА  ЛИ  НА  МЕ  МУ  ХА 
сани малина меха муха лини лиса мели река мука
3.- Какие буквы изучали на прошлом уроке? Какие звуки они обознаают? Прочитайте слова и стихотворение стр. 82-83.
4. Постановка цели.
Скороговорка:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.                     - Как? (Тук – тюк).
        Тара – тара – тарара –
        Вышли в поле трактора.               – Как? (Тр – тр – тр).
- Какие звуки повторяются часто? Дайте характеристику звукам. (Согласные, твердые, мягкие,  [т – т] -  глухие; [д - д] – звонкие.)
- Сегодня научимся обозначать эти звуки буквами.

ЗНАКОМСТВО  С  БУКВАМИ  Т, Д.
1. Название букв.
- Это буквы согласных звуков [т] – [т] – Т, [д] – [д] – Д.
Они печатные строчные и заглавные.
- На что похожа буква Т?
Т стоит на каждой крыше –
           Телевизор смотрят: «Тише!».        (Антенна)
- На что похожа буква Д?
Вот стоит, дымок пуская,
           Буква Д – труба печная.
2. Игра «Найди букву».
(На картинках найти слова, в которых есть буквы Т, Д.)

РАБОТА  БУКВ  В  СЛОВАХ.
1.Чтение строчек слов и наблюдение за звуками.
- Взгляните на предметы. (Молоток, дудка.) Они очень дружат с этими буквами. Почему? (Издают звуки [т][т], [д][д].)
- Как работают гласные буквы в словах? (Буквы гласных меняли «твердость» и «мягкость» согласных звуков.)
2. Чтение с заменой букв согласных: буквы глухого на букву звонкого.
- Что заметили? (Изменился смысл слова.)
-Прочитайте имена.
-Прочитайте только те слова, где согласные читаются мягко; твердо.
-Какаие гласные в словах командуют согласным «Читайся мягко!»; «Читайся твердо!».

физминутка

УПРАЖНЕНИЕ  В  ЧТЕНИИ.
1. Работа в паре.
- Прочитать слова в столбиках. Найти отличие. ( а) Имена в полной и краткой формах; первое слово в паре двусложное, второе – трехсложное. б) В 1-м столбике три буквы, а во 2-ом - четыре).
- Что общего? ( а) – имена, б) – один слог.)
2. Наблюдение над изменением слов.
- Послушайте историю. Добавьте нужные слова в тех местах, где я сделаю паузу.
Жил-был тигр. У него был маленький сынок . . . (тигренок). У тигренка была мама . . . (тигрица).
- Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой слова, которые их называют. Какие это слова? (Тигр, тигренок, тигрица.) В семье зверей больше никого нет, а в семье слов – есть: рычание . . .(тигриное), акула какая . . .(тигровая). Как вы думаете от какого слова произошли эти слова? (Тигр). Это главное слово.
-А как узнать, какое слово главное? Вслушаться во все слова «семьи», когда читаешь или произносишь устно. Главное слово как бы сохраняетсяво всех словах, входящих в «семью» слов.
- Хотите познакомиться еще с одной семьей слов? Прочитайте столбик справа от черты. Что заметили? (Есть общий смысл и общая часть дел.) От какого слова образовалась эта «семья»? (Дело.) Оно здесь главное.
Про это слово есть пословица. Прочитаем ее. Что такое пословица? (Это мудрость народа.)
3. Чтение скороговорок.
- Что заметили? (В словах все буквы знакомые.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Работа с текстом.
1). Определение содержания текста по рисункам.
- По рисункам и заглавию определите, о чем будем читать.
-Читаем по цепочке. Угадали мы? (Да.)
-Что еще заметили? (Текст задает вопрос.) Как ответить? (По рисункам и по тексту найдем ответ: имена девочек.)
2). Выделение ударения в словах.
- Что интересного в этих словах? (Они из одной «семьи».)
- Какое слово главное? (Кот.)
-Как получились другие слова? (К главному прибавили «кусочки-частицы».)
3). Составление звуковых схем.
- Составьте звуковую схему слова  КОТ.
- Добавьте необходимые карточки, чтобы получилось слово  КОТИК.

ИТОГ  УРОКА.
- Чем пополнили свою копилку знаний?
(Научились обозначать согласные звуки: глухие[ т–т], - буквой Т, звонкие
[ д-д] – буквой Д. Узнали, что слова могут объединяться в «семью» и как найти главное слово в этой «семье».)