Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Тема: Превращения и круговорот воды

Цели урока:
1. Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе;
2. Увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);
3. Проводить природоохранное воспитание.

Оборудование:
1. Схема «Круговорот воды в природе»;
2.  Для опыта: спиртовка; стакан (колба) с водой; треножник с сеткой; блюдце со льдом.
3. Компьютер, мультимедийная презентация, тест;
4. Индивидуальные раздаточные карточки.

Ход  урока

I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания
Краткий опрос по вопросам раздела «Проверь себя»
-   Какова роль воды в жизни организмов?
-   Какие свойства воды вы знаете?
-   Как можно очистить загрязненную воду?
-   Расскажите о составе воды.
Пока учитель работает с классом, трое учеников получают индивидуальные задания.
Задание 1 (карточка)
-   Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:
Вода ... при нагревании и ... при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший ... . Воду можно очистить с помощью....
(Ответ: Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.)
Задание 2 (карточка)
Вода — растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры. Ответ напишите.
{Ответ: Образуются пещеры. Вода разрушает горные породы, горы, которые сложены горными породами, изменяет поверхность земли. В морях, океанах, некоторых озерах вода соленая на вкус. Благодаря растворяющим свойствам воды образуются минеральные источники.)
Задание 3 (компьютерный тест)
-   Какие свойства имеют воздух и вода?
Выберите свойства воздуха и воды и запишите ответы соответствующими цифрами:

Свойства

 

Ответы

1. без цвета;
2. не имеет запаха;
3. расширяется при нагревании;
4. сжимается при охлаждении;
5. растворитель;
6. плохо проводит тепло;
7. прозрачность;   8.текучесть.

Воздух

 

 

Вода

1,2,3,4,6,7

 

 

1,2,3,4,7,8

 

 

 

III. Сообщение темы и целей урока
-   Назовите свойства воды.
-   Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды. Тема урока «Превращения и круговорот воды в природе».
Далее урок сопровождается кадрами м\м презентации.

IV. Три состояния воды - беседа
-    Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
-    Как вы эти понимаете? (Туман, лед, ручей — это все вода. Вода в природе существует в трех состояниях - жидком, твердом, газообразном.)
-    От чего зависит различное состояние воды? (От температуры.)
-    Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Это лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)
Один заранее подготовленный ученик делает сообщение об айс­бергах (см. приложение к уроку).
-    При какой температуре вода из жидкого состояния перехо­дит в твердое? (Притемпературе 0° и ниже).
-   Вы уже знаете, что вода при охлаждении сжимается. Каза­лось бы, превращаясь в лед, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превра­щаясь в лед, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вола в них замерзает и, рас­ширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.
-    Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Пар.)
-    Ты потер мокрой тряпкой классную доску. Через несколь­ко минут доска уже стала сухой. Вода с нее испарилась, то есть превратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар - это вода в газообразном состоянии.
Работа по учебнику.
На экране - схема:
Лед --- Вода --- Пар
-   А что такое туман ?
Заранее  подготовленный ученик рассказывает о тумане (см. приложение к уроку).

V. Круговорот воды в природе — практическая работа
Давайте проведем следующий опыт:
Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.
-    Как же объяснить то, что мы наблюдаем ?
Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар под­нимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды.
Круговорот воды происходит и в природе (вывешивается схема «Круговорот воды в природе»).
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испа­ряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары подни­маются и воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из поч­вы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.
Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда — они образуют знакомые всем облака. Воздуш­ные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопив­шаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.
Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговорот воды в природе.

VI.  Итог урока
-  О каких свойствах воды вы узнали? (выводы появляются на экране после ответов детей)
Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвра­щается на землю.

VII.  Домашнее задание:
Ответить   на   вопросы   раздела   «Проверь  себя»   (учебник);  выполнить задание 1 (учебник, стр. 56); выполнить задание 27 в рабочей тетради (стр. 14).