Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

ИГРА   « АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»


Цель:
Пропаганда здорового образа жизни, формирование у детей устойчивого интереса к познанию, развитие творческих способностей.
Оформление:
Выполненные из бумаги: солнышко, цветы – 5 шт., бабочка, облачко – 3 шт., паровозик, вагончики – 3 шт., надписи станции «Загадочная», «Скороговорочная», «Целительная», «Спортивная», «Информационная», «Музыкальная», «Салатная», «Творческая»; буквы магнитные; 3 карточки со скороговорками: «Здоров будешь – всего добудешь», «Чай горячий пей, на себя не лей», «Холода не бойся, по пояс мойся», 3 листа бумаги, 3 карандаша, 3 тарелки, лекарственные растения – 6 видов, 3 карточки со словами: свекла, лук, помидор, яйцо, растительное масло, сыр, орехи, сухарики, сметана,  3 карточки со словами: лук, лимон, вишня.

Выход ведущей и конкурсы сопровождаются веселой и ритмичной музыкой.

Ведущая: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее доброе слово, желая друг другу здоровья. А что такое здоровье и как его измерить? (Ответы детей) Правильно! Здоровье человека в большой степени зависит от него самого, а для этого мы с вами должны быть физически активными, большую часть свободного времени находиться на свежем воздухе, заниматься творчеством, быть добрыми, умеренно и правильно питаться, ведь неправильное питание сокращает нашу жизнь на 6 – 10 лет. А так же очень большое влияние на организм человека оказывают употребление наркотиков, алкоголя, никотина. Будем вести здоровый образ жизни и проживем долго и счастливо. И, чтобы у нас все получилось, предлагаю отправиться в путешествие и изучить азбуку здоровья. Ведь простая азбука вам всем известна? А, значит, вы легко вспомните названия овощей, фруктов, ягод, начинающиеся на определенную букву алфавита. Итак, вы готовы? (Дети выполняют задание) Молодцы! Все верно отгадали. Мы будем переходить из вагона в вагон, играя и соревнуясь. Все заметили, что у нас в помещении три стола, за которыми вы расположились, и это означает, что у нас три команды. Сейчас каждая команда должна придумать себе название, связанное с питанием, например, пельмени, ананасы и т.д. (Представление команд) Победителем станет команда, набравшая большее количество букв.
Итак, друзья, наконец-то мы в поезде, который медленно набирает ход, и станция, на которой мы оказались, называется «Загадочная».

Задается по пять вопросов каждой команде.

  1. Какой из этих продуктов не делают из молока? (сыр, творог, хлеб, сметана)
  2. Говядина – это мясо… (коровы, барана, курицы, свиньи)
  3. Из какого растения пекут белый хлеб? (картофель, пшеница, авокадо, крапива)
  4. Главный источник витаминов - … (мясо, фрукты, рыба, напитки)
  5. Он бывает апельсиновый, яблочный, желудочный (суп, сок, компот, кисель)
  6. Как называется полезное блюдо из овощей и само растение, листья которого употребляются в пищу? (Винегрет, укроп, петрушка, салат)
  7. Приготовление какого блюда не обходится без свеклы? (пюре, запеканка, борщ, уха)
  8. Какого витамина много в черной смородине? (А, В, С, Д)
  9. Что называют очень полезным «растительным мясом»? (фрукты, ягоды, рыбу, грибы)
  10. Каким словом называют и фрукт, и часть глаза? (груша, яблоко, авокадо, мандарин)
  11. Какое слово обозначает и оружие и очень полезный овощ? (меч, лук, кортик, кинза)
  12. Чем вытирает губы после еды культурный человек? (рукавом, ладонью, скатертью, салфеткой)
  13. Какое из этих названий не обозначает пирожное? (безе, наполеон, эклер, бультерьер)
  14. Что из перечисленного обозначает лекарственное растение? (царапчик, коготок, ноготок, пальчик)
  15. Что надо обязательно сделать перед сном? (поиграть на компьютере, почистить зубы, сделать зарядку, посмотреть фильм)

Ведущая:  Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья за окном трепещут,
Купаясь в небе голубом!
А что это? К нам заглянул солнечный зайчик.

Игра «Солнечный зайчик»
Закройте глаза. Представьте, что солнечный зайчик прыгнул вам на лоб, погладьте его, а теперь он прыгнул на нос, на щеки, погладим и их, а теперь зайчик прыгнул вам на шею, плечи, растираем и их, зайчик быстро перепрыгнул на ваш животик, погладим его, а теперь откройте глаза и помашите кистями рук, скажите «до свидания» солнечному зайчику.

Ведущая: пришло время выйти на следующую станцию. Вы готовы? Идем. (Дети имитируют движение) Замечательно! Какое же название у этой станции?
Дети: «Скороговорочная»
Каждая команда получает карточку, знакомятся с текстом и хором очереди проговаривает скороговорку.
- Холода не бойся, по пояс мойся.
- Чай горячий пей, на себя не лей.
- Здоров будешь, всего добудешь.

Ведущая: Отличные скороговорки. Мы дружно их проговорили. Лучшие получили  букву для своей азбуки здоровья. А теперь вы на следующей станции. Она называется «Целительная».
Ученик: Много трав растёт полезных
На земле нашей родной.
Помогают от болезней
Мята, пихта, зверобой,
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Каждой команде предлагается набор лекарственных трав из двух наименований, ребята должны по внешнему виду, запаху определить название растений.
- Берёзовые листья, мята.
- Шиповник, мать и мачеха.
- Подорожник, листья малины.

Ведущая: Разобрались с лекарственными растениями. Поезд замедляет ход. Остановка «Спортивная».
Ученик:  Занимайся волейболом,
Греблей, плаваньем, футболом,
Змеев пёстрых запускай,
На коньках зимой гоняй,
Езди на велосипеде
И всегда стремись к победе.
Сильным будь на радость всем –
Славный, удалой спортсмен.
От каждой команды приглашаются по одному участнику. Они показывают упражнения, команды повторяют движения. Чья команда сделает это чётче, та и побеждает.

Ведущая: Поезд отправляется через одну минуту, посмотрите, какая замечательная природа окружает нас, вдохните глубоко свежий воздух. Ребята, вот станция «Информационная».
Вожатые – старшеклассники:
Питание – одна из основных потребностей человека, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник энергии.
Правила питания:
-Есть продукты полезные для здоровья.
-Есть в одно и то же время.
-Есть продукты в определенном порядке.
-Есть не быстро и не очень медленно.
-Каждый кусочек тщательно пережевывать.
-Не объедаться.
-Сладости есть только после обеда.
-После еды полоскать рот.
-Употреблять больше фруктов, ягод и овощей. Они – главный источник витаминов
-Чистить зубы 2-3 раза в день.

Ученик: Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
Ученик: Что такое гигиена?
Знают кошки и гиена,
Бурый мишка, мишка белый,
Еж, собака и пчела,
Что всегда не грех помыться,
Вымыть лапы и копытца,
Ну а после можно смело
Приниматься за дела.
Ведущая: Как много информации мы услышали, думаю, что вы обязательно ее запомните. «Живи разумом, так и лекаря не надо» - гласит народная мудрость.
Ребята, вы готовы выйти на следующей станции? Отлично! «Музыкальная». Слышите, какая мелодия? Она вам нравится? Знаете, что музыка оказывает благотворное влияние на человека, она может быть спокойной и веселой, и может влиять на настроение людей. Споем вместе песню «Голубой вагон»

Ведущая: У всех замечательное настроение! Я думаю, что только с таким настроением можно приступить к массажу.
Дети встают в одну шеренгу, кладут руки на плечи впереди стоящего игрока и по сигналу ведущего начинают делать ему массаж спины. Затем ведущим дается команда: «Стоп, Кругом» - и задание повторяется.

Ведущая: Хорош был массаж, вы замечательно справились с этим. А теперь хорошо было бы поесть. Поэтому мы все дружно выходим на «Салатной» станции.
Каждая команда получает карточки с перечнем продуктов питания, чистый лист бумаги и карандаш, дается три минуты. За это время ребята должны выбрать из предложенного списка продукты, необходимые для приготовления салата. Затем салату дается название. Команды защищают свое блюдо.

Ведущая: Какие необычные названия вы придумали салатам, а сами салаты! Обязательно попробуем приготовить их, возвратившись из путешествия домой. Вы согласны со мной?
Мы приближаемся к конечной станции. «Творческая»
Команды получают карточки с рисунками или словами: «лук», «огурец», «тыква». Ребята должны изобразить то, что указано в карточке движениями, мимикой, жестами, не произнося слов. Соперники угадывают, какой это фрукт, овощ или ягода.

Ведущая: Ну вот, мы оказались на конечной остановке. Вам понравилось наше путешествие? А теперь давайте посчитаем количество букв в вашей азбуке здоровья. У кого оно наибольшее, тот является победителем сегодняшней игры. Примите наши поздравления! Я думаю, что вы не пожалели о том, что сели в этот поезд. Я уверена, что вы будете заботиться о своем здоровье и проживете долгую а счастливую жизнь! До новых встреч!

Литература:
Максиняева Н.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками». – Москва 2002
Ридерз Дайджест. «Еда – наш друг, еда – наш враг». – Лондон; Москва 2000
Сорокина Л.В. «Край родной». – Москва 2001
Семенова В.В. «Домашний гигиенический справочник». -  Санкт-Петербург 1998
Узорова О.В. «Все предметы начальной школы в викторинах». – Москва 2002