Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Внеурочное занятие в 3 классе
(математика + экология)
«Мудрецу и счастье к лицу»

Сегодня у нас внеурочное занятие по математике Его темой станут слова древнего философа и драматурга Эсхила: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны».

- Что же такое мудрость? (ответы детей).
- С. сегодня к уроку посмотрел в электронном словаре значение этого слова. Прочитай, пожалуйста. (глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт) – Ожегов.
- Какого человека называют мудрым? (обобщает ребенок) (обладающего большим умом) - Ожегов

- А как вы понимаете такие поговорки: «Ума много, а толку мало», «Умная голова, да дураку досталась» (не знают, куда применить свои знания).

- Что для себя вы хотите узнать на сегодняшнем занятии по этой теме? (где и как мы можем применить свои знания в жизни)

Вы уже владеете таблицей умножения, изучили некоторые законы математики. Но ведь когда-то давно люди этого еще не знали, их представления сформировались постепенно, как и знания по вопросу о форме Земли. Сейчас всем известно, что Земля имеет форму … (шара). Но древние представления о нашей планете были совсем другими.

- Послушайте отрывок из сказки Л.И Лагина «Старик Хотттабыч».

(аудиовставка + картинки)

- Джин обладал огромным багажом знаний, но в нашем мире они для него оказались бесполезными, так как были опровергнуты научными фактами и наблюдениями современных людей. Можно ли назвать старика Хоттабыча мудрым по определению Эсхила?
(нет, в  его знаниях нет пользы). У Эсхила есть еще одно изречение о мудрости. В нем он говорит о том, что знания мудреца должны быть кому-либо нужны.

(фото городов)
Хоттабыч предложил нам на выбор два города для жизни. В каком бы из них вы хотели жить? И почему? (красивая растительность, ухоженные улицы, чистый воздух).

Задача 1:  На семью из трех человек в сутки потребуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг чистого воздуха потребуется на семью из пяти человек?
Решение:  51:3 * 5 = 85 кг (проверка: согласен\ не согласен)

Задача 2: Вяз и клен выделяют в год 16 кг кислорода. Клен в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько кг кислорода выделяет вяз?
Решение: 16:8 *7 = 14 кг (проверка: согласен\ не согласен)

- Какими знаниями вы пользовались, чтобы дать ответ? (таблица умножения, деления, умение решать задачи…)
- А есть ли польза от этих знаний для вас? (да, теперь мы знаем конкретные числа потребности человека в чистом воздухе, возможности деревьев нам этот воздух дать, поняли, насколько важны деревья для жизни человека)
- Сегодня к занятию у вас было задание посчитать: сколько и какие деревья растут вокруг школы. Теперь, зная возможности разных деревьев по выработке кислорода мы можем рассчитать, сколько и каких деревьев надо еще посадить, чтобы обеспечить чистым воздухом ребят нашего класса или даже школы.
- Что можно сделать, чтобы улучшить экология второго города?

В школе мы получаем нужные знания.

- Так, может быть, нас с вами можно назвать мудрыми? (нет, так как мы еще не обладаем большим умом и жизненным опытом. Но если мы будем развивать свой ум, то может быть со временем кто-либо из нашего класса прославит наш город, страну; своими знаниями принесет пользу, как Ломоносов, Менделеев, Циолковский.)

Итог:
«Мудрому урок на благо». Наш урок – к мудрости ступенька.
Так нужны ли нам знания? А мудрость? (она придет, если мы постоянно будем пытаться находить им применение в жизни).
Согласны ли вы с высказыванием Эсхила: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны»?

Будем же мы умными и мудрыми.
«Мудрецу и счастье к лицу»