Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Акмеология как условие повышения качества образования

В начале третьего тысячелетия все более и более ярко проявляется стремление к интеграции как на уровне государственном (Россия как часть мирового сообщества), так и на уровне социальных институтов и каждого конкретного человека.
Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия.
Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» (А. А. Деркач).
Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.
Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.
Актуальность темы «Акмеология как условие повышения качества образования» обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества образования. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы только расширяется. Создаются новые педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям.
Данная работа представляет собой попытку рассмотреть проблему качества образования в контексте акмеологии, поэтому в центре внимания оказываются перспективы создания акмеологической школы, эффективность акме-технологий, рассматривается целостное понятие «акмеологическая культура». В рамках данной темы возможно рассмотрение проблемы педагогического проектирования в контексте акмеологического подхода, формирование и развитие проектной культуры учащихся, здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте, организации акмеологической школы и наиболее интересных для учителей-предметников и перспективных акме-технологий. Особого внимания заслуживает акмеологический подход к управлению качеством образования, который в рамках данной работы не рассматривается.
Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования сейчас активно исследуются. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет искать новые возможности, в том числе создание и апробация модели акмеологической школы.
Цель данного исследования — на конкретном примере опыта управления общеобразовательной школой показать связь и взаимопроникновение понятий «акмеология» и «качество образования».
Задачи данной работы — обобщить, систематизировать теоретические материалы по данной теме, показать возможности их использования в практике общеобразовательной школы и перспективы дальнейшего изучения других составляющих понятия «качество образования», оценить работу МОУ Опоченской средней общеобразовательной школы муниципального образования Дубенский район Тульской области с позиций акмеологического подхода и определить возможные перспективы совершенствования деятельности образовательного учреждения.
Объектом данного исследования являются понятия «акмеология» и «качество образования» в их взаимосвязи.
Предметом исследования является проблема рассмотрения акмеологического подхода как условия повышения качества образования. Методические и технологические аспекты, понятийный и методологический аппараты акмеологии позволяют рассматривать возможность изучения и практического применения акмеологического подхода в контексте проблемы «качество образования».
Материалом для данного исследования послужили теоретические работы таких ученых-акмеологов, как А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова и др., практические материалы, апробированные в МОУ Опоченской средней общеобразовательной школы Дубенского района Тульской области.
Проблеме рассмотрения акмеологии как новой парадигме образования посвящены исследования А. А. Деркача, Бодалева А. А.: «Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, содействуют или препятствуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином ІакмеІ». Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. «К настоящему времени, помимо общей акмеологии, <...> оформились такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.». Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В. Н. Максимовой «Акмеология: новое качество образования»: «Акмеология — это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. <...> Акмеологический подход к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы качества современной школы».
Ключевая идея развития современной общеобразовательной школы — качество образования. «Качество школьного образования можно определить как совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.» (В. П. Панасюк)
Концептуальные основы акмеологической школы: научно-методический аспект
Методологическая база акмеологии дает возможность для создания акмеологической школы. Акмеологическая школа — это такое учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности и социума.
В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.
Концептуальные основы акмеологической школы реализуются в Программе развития школы, в годовом плане научно-методической работы школы (материалы из этих документов приводятся ниже).
Концепция Программы развития МОУ Опоченской средней общеобразовательной школы муниципального образования Дубенский район Тульской области на 2008 — 2012 годы (модель школы — «Школа социального успеха»)
МОУ Опоченская средняя общеобразовательная школа является частью образовательной системы Дубенского района Тульской области. В своей деятельности школа руководствуется Уставом и нормативными документами органов управления образованием. Деятельность школы осуществляется на основе неукоснительного соблюдения законных прав и интересов всех субъектов образовательно-воспитательного процесса. МОУ Опоченская СОШ стремится к максимальному учету и удовлетворению потребностей и склонностей учащихся, интересов их родителей, уделяя при этом особое внимание решению вопросов создания комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогических работников.
Реализация данной Программы развития предполагает создание в образовательном учреждении условий для успешности всех субъектов образовательного процесса. Успех рассматривается как форма самореализации личности. Достижение успеха зависит от уровня самосозхнания личности, представлений о самореализации, от социальной зрелости личности и от осознания социальной ответственности (Тульчинский Г. Л.). Социальный успех понимается как такая образовательно-воспитательная среда, в которой учащиеся и учителя получают возможность максимально полно реализовать имеющийся у них творческий потенциал, интеллектуальные возможности, способствующие успешной социализации ребенка и его адаптации в меняющихся социально-экономических условиях. Родители, являясь равноправными субъектами образования и социальными партнерами школы, имеют возможность получать информацию об успехах своих детей и принимать активное участие в создании и корректировке индивидуальной образовательной траектории своих детей.
В рамках данной модели реализуются идеи культуросообразной и акмеологической школы.
Программа развития разработана в целях создания оптимальных условий для самореализации, самовоспитания и самообразования всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, совершенствования практики работы образовательного учреждения в соответствии с приоритетными направлениями, обозначенными в настоящей Программе развития.
Приоритетными направлениями образовательной политики школы являются:

  • создание условий для овладения учащимися культурными ценностями;
  • расширение сферы общих социально-экономических интересов учащихся;
  • формирование эколого-валеологического мировоззрения сельских школьников;
  • формирование и развитие информационно-правового пространства социума.

Работа школы по указанным направлениям способствует решению следующих задач:
— отбор содержания образования и педагогических технологий, раскрывающих учащимся ценностные жизненные ориентиры и способствующих наиболее полной реализации их ценностных и жизненных ориентаций;
— расширение спектра образовательных услуг, позволяющих школьникам и сельской молодежи овладеть культурой самоопределения и самореализации;
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников во всех сферах их деятельности;
— развитие социального партнерства, способствующего социализации личности сельского школьника;
— обновление воспитательной системы школы в связи с новыми направлениями в развитии образовательного учреждения;
— совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников;
— создание системы мониторинга качества учебно-воспитательного процесса в «Школе социального успеха»;
— воспитание конкурентноспособной личности сельского школьника, формирование конкурентноспособной личности всех участников образовательного процесса.
Школа социального успеха призвана создавать условия для становления социально активной, нравственно и физически здоровой личности ребенка, заинтересованного в результатах своей деятельности и способного добиваться поставленных целей.
Модель «Школы социального успеха» предполагает создание условий для успешной социализации личности, формирование конкурентноспособной личности, формирование экономической культуры ребенка.
Одним из ведущих принципов функционирования школы является принцип культуросообразности.
«Социализация личности» рассматривается как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве самостоятельного члена общества» (И. С. Кон).
Конкурентноспособность — интегральная характеристика, включающая: высокий уровень работоспособности; стремление к качественному конечному результату; стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; творческое отношение к делу; способность к принятию ответственных решений; коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; способность к быстрому освоению нового дела; способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию" (В. И. Андреев).
Экономическая культура представляет собой часть общей культуры общества и каждого человека. Экономическая культура — понятие, включающее не только соответствующий уровень экономической образованности и воспитанности, но и социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, систему ценностных установок, ответственность человека за свою деятельность (В. Л. Бенин).
Предполагаемый срок реализации Программы развития — 2007 — 2011 годы.
При разработке настоящей Программы развития использовались:
— Закон Российской Федерации «Об образовании»,
— «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»,
— Материалы аналитических отчетов о работе школы за период с 2004 по 2006 учебные годы.
Программа развития обсуждалась на заседаниях методического совета школы и методических объединений, педагогических советах школы и родительских собраниях.
Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования
Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую основу.
Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.
Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:

  • цель и задачи технологии;
  • методологическая основа;
  • принципы разработки;
  • условия технологического процесса;
  • анализ конкретной ситуации;
  • характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;
  • этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;
  • способы прогнозирования результатов;
  • внедрение.

«Основная задача акмеологических технологий — сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я
К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

  • игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
  • технологии психоконсультирования,
  • тренинговые технологии,
  • технологии развивающего обучения,
  • технология личностно-ориентированного обучения,
  • метод проектов.

Анализ реализуемых в МОУ Опоченской средней школе акмеологических технологий
Для школы важными являются каждые из указанных выше технологий. Активное изучение и апробация каждой из них ведется в Опоченской средней школе. Игровые технологии и технология развивающего обучения апробируются в начальной школе (темы самообразования учителей, работа в 1 классе по системе Эльконина — Давыдова: в 2007 — 2008 учебном году — по двум предметам (русский язык, литературное чтение), в 2008 — 2009 учебном году — по всем предметам), используются учителями основной и средней школы при подготовке и проведении нетрадиционных уроков, элективных курсов, занятий системы дополнительного образования.
Дидактические игры кардинально меняют технологию обучения. Суть их состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность ребенка, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Учебная дидактическая игра — вариативная, динамично развивающаяся форма организации, целенаправленного взаимодействия всех ее участников при педагогическом руководстве со стороны учителя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения типовых учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.
Игра раскрывает личностный потенциал ребенка: каждый участник демонстрирует свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Ребенок выступает творцом не только игровых ситуаций, но и собственной личности, решает вопросы самоуправления, находит пути и средства оптимизации своей деятельности, выявляет свои недостатки и предпринимает меры по их устранению, учатся преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствует качества своей личности.

При организации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина —  В. В. Давыдова основным объектом внимания выступает психологический механизм этой учебной деятельности, то есть осознание учащимися процесса учения. Результатом целенаправленной работы по организации учебной деятельности обучающихся, согласно теории развивающего обучения, становится последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, то есть становиться субъектом деятельности.
Игровые и развивающие технологии способствуют развитию у учащихся ключевых компетенций, личностных качеств, что в конечном счете влияет и на качество образования. Например, в начале и в конце 2007 — 2008 учебного года среди учащихся начальной школы было проведено изучение их психологических особенностей. Среди объектов мониторинга особого внимания заслуживают следующие характеристики: особенности внимания учащихся, продуктивность их внимания:

Процесс узнавания наглядного материала (в %)

Уровень умственного развития (в %)

Уровень логического мышления (в %)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

88

90

73

77

90

90

2

77

80

70

70

90

85

3

88

85

65

70

90

80

4

88

85

58

60

68

68

5

100

100

75

80

90

90

Полученные результаты могут быть сопоставлены с показателями качества обученности в этом классе на начало и конец учебного года: стабильные результаты и положительная динамика по всем учебным предметам. Кроме того, мониторинг уровня развития учебной мотивации в данном классе также свидетельствует о преобладании познавательных мотивов, все учащиеся стремятся к достижению успеха, имеют высокий уровень учебной мотивации, всегда реализуют учебные мотивы, имеют высокую степень развитости у учащихся способности к целеполаганию.
Технология личностно-ориентированного обучения является темой методической работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Не менее значимым в контексте акмеологической теории является технология, получившая название «метод проектов», который предполагает ориентацию на самостоятельную деятельность учащихся, решение какой-нибудь проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения, интегрированных знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для успешной реализации метода проектов необходимы следующие условия: наличие значимой проблемы и задачи; практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов.
Тренинговые технологии и технологии психоконсультирования актуальны в работе школьного психолога и каждого классного руководителя. В учебный план введены валеологические и психологические курсы («Психология общения», «Практикум по психологии»), необходимые для совершенствования учащихся.
Профессиональный акме можно выявлять и прогнозировать (диагностика); моделировать (конструирование эталона); прослеживать в становлении и развитии (коррекция). Многомерный феномен акме является образом-эталоном интеллектуальных, эмоционально-чувственных, волевых, коммуникативных характеристик человека и составляющих его здоровья. Оптимальным результатом гуманитарно-технологического развития и интегративным выражением профессионального акме является феномен конкурентноспособности.
Конкурентноспособный — это специалист (в нашем случае — выпускник школы), имеющий явные преимущества по сравнению с другими специалистами благодаря личностному и профессиональному потенциалу. Он способен выдерживать конкурсы, выборы, изменившиеся условия среды, преодолевать препятствия, добиваться успеха в жизни, профессиональной сфере, закреплять эту успешность в сознании других людей и делать свои действия определенной нормой для других. У конкурентноспособного выпускника хорошо развиты адаптационные и технологические способности. Детерминантами конкурентноспособности являются интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные преимущества и составляющие здоровья ребенка.
Деятельность классного руководителя, работающего в выпускном классе, строится с учетом акмеологических принципов и направлена на формирование у выпускников навыка построения индивидуальной профессиональной и личностной траектории развития. Этому в немалой степени способствуют данные мониторинговых исследований, помогающие классному руководителю корректировать свою деятельность.
Использование акме-технологий позволяет предложить механизм проектирования, создания собственной профессиональной и личностной деятельности, это целенаправленный процесс, благодаря которому ребенок осознает четкие перспективы своей будущей профессии, готовится к добровольной активности в карьерном росте.
Акме-технологии направлены на формирование мотива самоутверждения. В связи с этим приоритетным для учителя и руководителя становится проблема развития учебной мотивации учащихся. Более того, проведенные исследования показывают, что учащиеся старших классов, имея высокую мотивацию, только иногда (или редко) реализуют названные мотивы в учебной деятельности. Менее половины учащихся стремятся к учебному успеху, для остальных равнозначными оказываются стремления к успеху и недопущение неудачи. У подавляющего большинства учащихся внешние и внутренние мотивы выражены в равной степени, при этом учебные мотивы в поведении реализуются довольно редко. Именно акме-технологии помогут учащимся познать себя, свой внутренний мир, осознать себя частью социума.
Успешность социализации зависит от ценностных ориентаций и отношений, составляющих ядро личности. Во многом оно определяется запасом приобретенных в школе знаний, умений и навыков, которые будут характеризовать ребенка как субъекта деятельности.
Конечный результат использования акме-технологий — устойчивая способность к самостоятельному выбору, самосовершенствованию, самореализации в меняющихся социкультурных условиях.
Педагогическое проектирование в контексте акмеологического подхода и проблема повышения качества образования. Управление проектировочными умениями учителей.
Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформированных проектировочных умений. «В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями».
Учитель акмеологической школы должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются аналитические способности, умение определять цели и задачи своей деятельности, планировать методическую работу (с учетом характера научно-методической деятельности школы, потребностей субъектов образования и реальных возможностей образовательного учреждения), умение формулировать прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы учителю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.
Первая и одна из наиболее важных составляющих проектировочной культуры учителя является целеполагание. «Постановка человеком сколько-нибудь значимых жизненных целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако реализовать этот потенциал могут далеко не все люди. С этой точки зрения их можно в определенной мере условно разделить на три категории. Первые — это те, кто склонен пассивно ждать, что значимые цели будут ему придуманы и навязаны кем-то извне. Противоположность данной группе составляют те, кто предпочитает личностно значимые цели самостоятельно находить и свободно выбирать. Естественно, что между этими полосами существует весьма большая промежуточная группа, обладающая качествами и первой, и второй, но преимущественно выбирающая цели из заданного извне стандартного перечня».
Действительно, способность к творчеству — это еще одна составляющая профессиональной культуры учителя акмеологической школы.
Следующими по степени значимости следует назвать аналитические и рефлексивные умения учителя, причем здесь имеются ввиду не только умения анализировать проведенный или увиденный урок, умения учителя корректировать свою деятельность на уроке в зависимости от ситуации, но и умение обобщать свой педагогический опыт, определять наиболее перспективные и личностно значимые для методического самосовершенствования темы. От эффективности методической работы (включая психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса) непосредственно зависит результативность педагогического труда, то есть качество образования.
В связи с этим вполне уместно рассмотрение системы работы школьного методического объединения и его руководителя по созданию условий для повышения качества образования.
Сформированные у учителя проектировочные умения являются необходимыми условиями для эффективного развития их и у учащихся, причем не только на старшей ступени, но и у учащихся основной и частично начальной школы.
Рассмотрим обозначенные тезисы на материале Опоченской средней школы:
1) систематизация и оптимизация деятельности учителя, работающего над темой самообразования, развитие у учителей рефлексивных умений, навыков обобщения своего педагогического опыта — методический паспорт и информационная карта (Приложения 2, 3). Данные виды работ можно рассматривать и как составляющие портфолио учителя.
2) обобщение опыта работы учителей над темами самообразования (см. анализ работы начальной школы в 2007 — 2008 учебном году) — таблица 2. следует обратить особое внимание на результативность деятельности учителей (их успешность) и попытку включить в сферу их научно-методических интересов акме-технологии (например, технологии развивающего обучения).
3) совершенствование деятельности школьных методических объединений, структурирование системы работы руководителя школьного методического объединения. Одна из основных задач школьного методического объединения — знакомство как с традиционными, так и инновационными формами работы, педагогическими технологиями. «Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящихся в согласии с другими людьми и с самим собой» (А. Маслоу, К. Роджерс).
В рамках школьных методических объединений организуется взаимодействие между учителями-предметниками, школьное методическое объединение выполняет координирующие функции, способствует становлению личности профессионала, созданию условий для апробации и реализации в практике акме-технологий. Школьное методическое объединение призвано и обобщать опыт работы учителей, проводя предметные и методические недели. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Определение целей и задач работы методического объединения учителей естественно-математического цикла
Методическая тема: «Проблемы гуманизации и гуманитаризации предметов естественно-математического цикла»
Цель: разработать методологические принципы гуманизации и гуманитаризации предметов естественно-математического цикла, скорректировав содержание образовательных областей «Математика» и «Естествознание» и технологии преподавания данных предметов.
Задачи: Акмеологический подход при планировании методической работы школы и развитии проектировочных умений каждого учителя — необходимые условия повышения качества образования. Проводимая экспресс-оценка качества образования в МОУ Опоченской средней школе свидетельствует о позитивной динамике по разделам «Методический потенциал» и «Потенциал педагогических кадров», что (в свою очередь) является необходимым условием для реализации модели акмеологической школы.
Методический потенциал

Количество

2006 — 2007 уч. год

2007 — 2008 уч. год

1

Число используемых в школе авторских, экспериментальных, скорректированных учебных программ

8

12

Число проведенных в истекшем учебном году методических семинаров в масштабе
Школы

4

12

Района

3

1

Города (области)

-

-

3

Число проведенных в школе в истекшем учебном году открытых уроков для ее учителей

20

42

4

Число внедряемых в школе инновационных идей, проводимых экспериментов

1

8

5

Процент обеспеченности учебного процесса методическими разработками в соответствии с учебными программами

83 %

95 %

6

Число подготовленных представителями школы публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта лучших учителей

8

10

7

Число проведенных в истекшем учебном году заседаний методических объединений

10

18

8

Экспертная оценка состояния в школе документации, регламентирующей методическую работу

70 %

95 %

Формирование и развитие проектной культуры учащихся
Проектная культура учащихся, сформированные проектировочные умения являются необходимыми условиями успешной социализации личности школьников. Метод проектов требует от школьников высокого уровня развития и интеллектуальной, и психо-эмоциональной сфер, развитых познавательных способностей.
Психологи выделяют следующие условные этапы сохранения и воспроизведения в памяти учебного материала:

  • актуализация восприятии и памяти;
  • узнавание, повторное восприятие или воспроизведение материала;
  • установление связей с ранее изученным материалом и уточнение внутренних связей;
  • решение задач на применение заучиваемых знаний;
  • полное или краткое воспроизведение материала

Без высокого уровня развития познавательных способностей и мотивации учащихся невозможно сформировать у учащихся проектные навыки. В 2007 — 2008 учебном году было проведено изучение мотивации учащихся МОУ Опоченской средней школы (в данной работе представлены результаты изучении мотивации учащихся 7 класса). Мотивацию можно и нужно рассматривать и как акмеологическую категорию, и как необходимое условие для повышения качества образования. Кроме того, уровень мотивации и выявленные ведущие мотивы деятельности учащихся необходимо учитывать и классному руководителю при организации работы классного коллектива, и учителю-предметнику при выборе адекватных технологий, методов, форм организации познавательной деятельности учащихся.
Учебная мотивация как показатель результативности образовательного процесса в школе (на примере 7 класса)

Показатель

Количество

%

Групповые показатели эффективности образовательного процесса

1

Количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации

10

67 %

2

Количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации

4

26 %

3

Количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации

1

7 %

Личностный смысл обучения

1

Количество учащихся, имеющих высокий и очень высокий уровни понимания личностного смысла обучения

2

13 %

2

Количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует

5

33 %

Способность к целеполаганию

1

Количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания

13

87 %

2

Количество учащихся с низким уровнем целеполагания

0

0 %

Направленность мотивации учащихся на познавательную или социальную сферы

1

Количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации

12

80 %

2

Количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения

0

0 %

3

Количество учащихся с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении

3

20 %

4

Количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе

11

73 %

5

Количество учащихся, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении

9

60 %

6

Количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов

2

13 %

Здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте
Преобладание у учащихся позиционных мотивов является свидетельством нормального уровня мотивации, однако может служить основанием для обращения педагогического коллектива к акме-технологиям.
Одним из обязательных условий успешной реализации метода проектов, популяризации среди учащихся исследовательских проектных работ является пропедевтический курс «Введение в учебно-исследовательскую работу», в содержание которого могут быть включены следующие основные темы: «Что такое учебное исследование? Структура исследовательской работы учащихся. Выбор темы исследования. Проектирование работы. Литература. Поиск информации. Библиотека и Интернет. Анализ первоисточников. Способы сокращения текста. Теоретическая часть исследовательской работы. Практическая часть исследовательской работы. Процесс написания введения к исследовательской работе. Презентация (защита) учебно-исследовательского проекта. Оценка исследовательской работы».

Подготовленные учащимися исследовательские работы могут быть представлены не только на различных творческих конкурсах, но и на школьных конференциях.
Немаловажным фактором развития проектной культуры учащихся в акмеологическом контексте является портфолио школьника. Для ученика портфолио является первой попыткой оценить результаты своей деятельности и определить ориентиры, достижение которых будет способствовать формированию личностных качеств ребенка, навыков самоконтроля и самоанализа, обобщения и систематизации.
Анализ полученных в ходе реализации методов педагогического мониторинга данных позволяет сделать вывод о том, что метод проектов достаточно успешно используется в МОУ Опоченской средней школе.
Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рассмотрения здоровья как одного из важных условий повышения качества образования. От здоровья человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зависит успешность в профессиональной и личной сферах жизни. «Физическое и психическое развитие ребенка должны быть признаны приоритетными, однако следует помнить, что родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях».
Следует также отметить следующий бесспорный факт: «Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7 — 9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни».
В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих:

  • здоровье физическое,
  • здоровье психическое,
  • здоровье социальное,
  • здоровье нравственное.

Мониторинг психического здоровья учащихся средних классов (было опрошено 53 человека) позволяет сделать вывод о достаточно благополучной ситуации:
Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенаку)

Классы

5

6

7

8

9

I. Тревожность

Не тревожны (0 — 7 баллов)

6

7

10

10

3

36

Тревожность средняя, допустимого уровня (8 — 14 баллов)

4

2

4

3

4

17

Очень тревожны (15 — 20 баллов)

-

-

-

-

-

-

II. Фрустрация

Не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей (0 — 7 баллов)

5

5

7

7

4

28

Средний уровень фрустрации (8 — 14 баллов)

4

4

7

6

3

24

Низкая самооценка, боязнь трудностей, боязнь неудач, фрустрированность (15 — 20 баллов)

1

-

-

-

-

1

III. Агрессивность

Спокойны и выдержаны (0 — 7 баллов)

6

2

4

8

3

23

Средний уровень агрессивности (8 — 14 баллов)

4

7

10

5

4

30

Агрессивность, отсутствие выдержки, трудности при общении и работе с людьми

-

-

-

-

-

-

IV. Ригидность

Ригидности нет, легкая переключаемость (0 — 7 баллов)

6

3

6

7

2

24

Средний уровень (8 — 14 баллов)

3

6

8

6

4

27

Сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке жизни (15 — 20 баллов)

1

-

-

-

1

2

Тема недели: «Методы психодиагностики и психокоррекции в профессиональной деятельности учителей начальных классов».
Цели и задачи: развитие и совершенствование знаний учителей начальных классов о методике изучения психологических особенностей учащихся, о вариантах использования психологических заданий, игр в урочной и внеклассной деятельности учителя; изучение психолого-педагогических показателей деятельности начальной школы.
Рассмотрение здоровья учащегося с позиций акмеологии вполне оправдано, поскольку достижение вершин возможно при условии, что человек владеет навыками саморегуляции, управления всеми составляющими здоровья. «В акмеологии понятие ІакмеІ используется и в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмечено наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение в конкретном результате его творчества».
Психологический аспект реализующегося акмеологического подхода предполагает целенаправленную работу по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, знакомству учителей с акме-технологиями и апробация их в условиях реальной общеобразовательной школы. В связи с этим немаловажную роль играют методические недели психологии (материалы 2006 — 2007 учебного года):

Вид деятельности, тема

Цель

1

Открытие недели психологии. «Психология — удивительная наука»

2

Игра «Следопыты»

Развитие наблюдательности, внимания, повышение сплоченности коллектива

3

Игра «Ежик»

Изучение уровня агрессии

4

Урок в 3 классе (Психология общения). Тема: «Я — особенный».

Развитие интереса к себе, развитие навыков личностного общения в группе

5

Коррекционно-развивающее занятие во 2 классе

Развитие произвольного внимания, умения общаться, развитие слуховой памяти и логического мышления

6

Развитие внимания у учащихся 3 класса (программа)

Формирование оптимального уровня произвольного внимания как возрастного психологического новообразования в младшем школьном возрасте

7

Урок психологии в 4 классе. Тема: «Учимся справляться с чувством обиды»

Развитие у учащихся умения управлять собственными эмоциями

8

Цикл занятий для первоклассников

Развитие мотивации, произвольности, интеллектуальной и речевой сферы, совершенствование сенсомоторных функций нервной системы

9

Комплексное занятие по развитию психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников «В гостях у 12 месяцев»

Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, слуховой памяти, логического мышления

10

Контрольная работа для выпускников начальной школы «Что я жду от 5 класса»

Работа по адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю

11

Семинар для учителей. Тема: «Проектирование урока с использованием психологических занятий и развивающих игр»

Заключение
Здоровье ребенка является непременным условием для повышения качества образования. Истинность этого суждения подтверждается данными мониторинга уровня адаптации учащихся первого класса. Изучение психического, физического и социального здоровья первоклассников позволяет классному руководителю выстроить такую систему работы, которая будет способствовать становлению и развитию акме-среды классного коллектива, а значит, и конкретными действиями по реализации модели акмеологической школы.
Качественное школьное образование предполагает совокупность таких свойств объекта, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Качественное образование обеспечивается всеми уровнями образовательной системы. Особого внимания заслуживает деятельность учителя как одного из непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса и управленческий потенциал образовательного учреждения.
У учителя есть возможность организовать свою профессиональную деятельность на высоком уровне при условии постоянного самоанализа, повышение квалификации (через самообразование, курсы повышения квалификации, Интернет, посещение уроков, дистанционные формы обучения и т. д.) и психологического благополучия.
Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки специалистов, создания и управления учебно-воспитательным процессом в школе. При акмеологически подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого ребенка.
Опыт работы над данной темой позволяет сделать вывод об актуальности и практической значимости акмеологии для повышения качества образования, открываются перспективы создания модели акмеологической школы.
Проводимые в настоящее время в МОУ Опоченской средней общеобразовательной школе мониторинговые исследования (и созданная в 2007 — 2008 учебном году модель педагогического мониторинга) позволяют сделать вывод о том, что в образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации акмеологической модели школы, зафиксированные в качестве стратегической задачи развития.
Несмотря на недостаточную разработанность методологического и понятийного аппарата акмеологии, акмеологические принципы, ставшие составной частью учебно-воспитательного процесса и управления школой, позволяют предложить всем субъектам образования новой модели взаимодействия и конечного результата деятельности школьника — ученика.
Проблему качества образования, ставшей столь популярной в течение последних нескольких лет, можно решить с использованием акме-технологий, с изучением теории и апробацией акмеологических принципов.