Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Моя педагогическая деятельность в «Гармонии»
с информационными технологиями.

 Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого "традиционного" и "развивающего" обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются сугубо альтернативными. В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, "модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей" (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.).

        Третий год я работаю по УМК «Гармония» (приложение 1). Одной из главных задач авторов этого комплекта явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Я считаю, что урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Мне в решении этой непростой задачи помогает сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности (приложение 2).
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Использование информационных технологий на уроках в начальных классах имеет ряд преимуществ:
- Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
- Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.
- Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
- Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
- Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность.
- Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
- На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.
- Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
На своих уроках я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.
Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда я провожу распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, предлагаю поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника (приложение 3). Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.
Во время такого этапа, как «устный счет», орфографическая разминка или краткое повторение изученного, приглашаю для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.
Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей привлекаю для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.
Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.
При проведении динамичных учебных игр, эстафет учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов предлагаю выполнять аналогичное задание за компьютером (приложение 4). Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.
Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах (приложение 5), организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.
Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.
На этапе объяснения нового материала наиболее эффективным считаю использование мультимедийных презентаций (приложение 6). Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Я уверена, что большую пользу  на уроках приносит использование звуковых и видео вставок, так как ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. Компьютерная анимация позволяет ребенку представить некоторые понятия в трехмерном изображении, расширяя горизонты восприятия. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер». Использование в презентациях анимационных изображений героев сказок и мультфильмов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы программ. Как следствие,  дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
Учащиеся начальной школы чутки к окружающей природе, растениям и животным, находящимся рядом. Очень важным считаю использование в презентациях для уроков природоведения местный краеведческий материал, отражающий особенности растительного и животного мира. Учащиеся с удовольствием участвуют в сборе такого материала. С помощью цифровой фотокамеры удается сделать интересные снимки окружающей учеников действительности и вставить их в презентации (приложение 7). Интерес детей к урокам с такими презентациями огромен, в ходе такого урока легко закладываются природоохранительные традиции, становятся более доступными и понятными, для учащихся, экологические проблемы.
Многое говорится о соблюдении правил дорожного движения или о здоровом питании, но число детей, травмированных в ДТП и  с заболеваниями ЖКТ, с каждым годом растет. Когда же дети выступают в роли учителя, объясняя своим сверстникам простые истины, и впоследствии участвуя в создании информационного продукта, теоретические знания приобретают роль собственных суждений (приложение 8)
При контроле знаний часто использую тесты (приложение 9). Организация теста обеспечивает быстроту его прохождения, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность мне, как учителю составлять новые тесты или изменять существующие, адаптировав их к особенностям моего класса.
С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него (приложение 10).
При активном использовании ИКТ на уроках по УМК «Гармония» успешнее претворяются дидактические принципы комплекта: -обучение на более высоком уровне трудности, -изучение материала более быстрым темпом, -ведущая роль теоретических знаний, -осознание процесса учения, -работа над развитием всех учащихся; легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Каждый учебно-методический комплект, входящий в «Гармонию», можно рассматривать как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных процессов, умения общаться, возможно полно выражать свои мысли и чувства. Учащиеся не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, объясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность развивает личность ребенка.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов (приложение 11).
Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них формируются стойкие познавательные интересы, развивается умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд.