Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Эстетическое воспитание.
Особенности.
Внеклассная и кружковая работа.

Предметом  моего внимания   стали   те   возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует  учитывать при его эстетическом воспитании. Я считаю, что очень  трудно  формировать  эстетические  идеалы, художественный   вкус,   когда   человеческая    личность   уже    сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.  Чтобы  взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на  эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего  школьного  возраста.  Б.Т.  Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли  не самым решающим  с  точки  зрения  эстетического  воспитания  и  формирования нравственно-эстетического  отношения  к  жизни".  Автор  подчеркивает,   что именно в этом  возрасте  осуществляется  наиболее  интенсивное  формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства  личности.  Сущностные нравственно-эстетические качества личности  закладываются  в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее  неизменном  виде  на всю жизнь. Нельзя  или,  по  крайней  мере,  чрезвычайно  трудно  научить  юношу, взрослого человека доверию к людям, если его  в  детстве  часто  обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в  детстве  не  приобщился  к  сочувствию,  не пережил детскую непосредственную и потому  неизгладимо  сильную  радость  от доброты  к  другому  человеку.  Нельзя  вдруг  во   взрослой   жизни   стать мужественным, если в  дошкольном  и  младшем  школьном  возрасте  так  и  не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать. Конечно, течение жизни что-то меняет  и  вносит  свои  коррективы.  Но именно в  младшем  школьном  возрасте  эстетическое  воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей  младшего  школьного  возраста  является  приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности  -  учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель.   Все для  них  начинается  с  учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в  жизни. Через  него дети познают  мир,  нормы  общественного  поведения.  Взгляды  учителя,  его вкусы, предпочтения становятся их  собственными.  Из  педагогического  опыта А.С.  Макаренко  известно,  что  общественно  значимая   цель,   перспектива движения  к  ней,  при  неумелой  постановке  перед  детьми   оставляют   их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной  работы самого  педагога,  его  искренняя  заинтересованность  и   энтузиазм   легко поднимают детей на дела.
Следующая особенность  эстетического  воспитания  в  младшем  школьном возрасте  связана  с  изменениями,  происходящими  в  сфере   познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов  у  детей,  как  части  их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это  отмечают  все  педагоги  и психологи. В ходе воспитания  жизненные  отношения,  идеалы претерпевают  изменения.  В  отдельных  условиях  под  влиянием   товарищей, взрослых,  произведений  искусства,  жизненных   потрясений   идеалы   могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса  формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей  состоит  в том, чтобы с  самого  начала,  с  раннего  детства,  формировать  устойчивые содержательные  идеальные  представления  об  обществе,   о   человеке,   об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся  на  каждом этапе новой и увлекательной форме" , - отмечает в своей работе  Б.Т. Лихачев.
Для  дошкольного  и  младшего  школьного   возраста   ведущей   формой знакомства   с   эстетическим   идеалом   является    детская    литература, мультипликационные фильмы и кино, детские песни. Книжные, песенные, мультипликационные или герои кино, будь то  люди,  звери,  или фантастические вымышленные существа,  наделенные  человеческими  качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости,  справедливости  и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится  приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за  справедливость  против  зла. Это уже, безусловно, формирование идеала  как  части  мировоззрения  в  той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти  в  мир общественных идеалов.
Важно только,  чтобы  первые  идеальные  представления ребенка не оставались на уровне  лишь  вербально-образного  выражения.  Надо постоянно, всеми средствами побуждать  детей  к  тому,  чтобы  они  в  своем поведении  и  деятельности  приучались  следовать  любимым  героям,  реально проявляли и доброту, и справедливость, и  способность  изображать,  выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках.
С младшего школьного возраста  происходят  изменения  в  мотивационной сфере.  Мотивы  отношения  детей  к  искусству,   красоте   действительности осознаются и дифференцируются.  К познавательному  стимулу  в  этом  возрасте  добавляется  новый,  осознанный мотив. Это проявляется в том, что одни  ребята  относятся  к  искусству  и действительности именно эстетически. Они  получают  удовольствие  от  чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они  еще  не  знают,  что это и есть эстетическое отношение.  Но  в  них  сформировалось  эстетическое отношение к искусству  и  жизни.  Тяга  к  духовному  общению  с  искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие  дети  общаются  с  искусством  вне  собственно   эстетического отношения.  Они   подходят   к   произведению   рационалистически:   получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и  смотрят  их без глубокого постижения сути, лишь  для  того,  чтобы  иметь  о  нем  общее представление. А бывает,  что  читают,  смотрят  или  слушают  из престижных соображений.
Чувство красоты природы, окружающих людей,  вещей  создает  в  ребенке особые  эмоционально-психические  состояния,   возбуждает   непосредственный интерес к жизни, обостряет  любознательность,  мышление,  память.  В  раннем детстве  ребята  живут  непосредственной,  глубоко   эмоциональной   жизнью. Сильные эмоциональные переживания  надолго  сохраняются  в  памяти,  нередко превращаются в мотивы  и  стимулы  поведения,  облегчают  процесс  выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Я считаю,  что  педагогическое  использование   эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения  в  детское сознание,  его  расширения,  углубления,  укрепления,  конструирования".  Он также отмечает, что  эмоциональные  реакции  и  состояния  ребенка  являются критерием   действенности   эстетического   воспитания.   "В   эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается  степень  и  характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли.
Таким образом, младший школьный возраст - это  особенный  возраст  для эстетического  воспитания,  где  главную  роль  в  жизни  школьника   играет учитель.  Пользуясь  этим, можно не  только  основать прочный  фундамент  эстетически  развитой   личности,   но   и   посредством эстетического воспитания заложить  подлинное  мировоззрение  человека,  ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к  миру  и  происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Одним из важных источников  эстетического  опыта  школьников  является разнообразная  внеклассная  и  внешкольная  работа.  В  ней  удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое  развитие  личности. На   внеклассных   мероприятиях   дети   имеют   большие   возможности   для самопроявления. В организованных в моем классе  воспитательных  мероприятиях ребята  принимали широкое  участие  в   подготовке  вокальных выступлений,  самодеятельных   спектаклей,   творческих драматических  импровизаций.  Ребята часто   слушали   художественные произведения  и  музыку,  посещали  и  обсуждали  театральные  постановки  икинофильмы,  проявляли  себя  в  различных видах  литературного  и песенного творчества.  Все  это  служило  действенным   стимулом развития лучших черт и качеств личности.
Существует   несколько   видов    искусства:    литература,    музыка, изобразительное   искусство,   театр,   кино,   хореография,    архитектура,  декоративное искусство и другие. Специфика каждого  вида  искусства  в  том, что   оно   особо   воздействует   на   человека    своими    специфическими художественными  средствами  и  материалами:  словом,   звуком,   движением, красками,   различными    природными    материалами.    Музыка,    например, непосредственно  обращена  к  музыкальному  чувству   человека.  
Известный детский композитор Д.Б.  Кабалевский писал:  «Музыка  –  искусство,  обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно  поэтому  она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей  и  юношества». 
Занятия в вокальном кружке дают моим ученикам  осознание  радости  музыкального  творчества,  формируют чувство  сопричастности  к   прекрасному,   способность   наслаждаться   тем нравственно-эстетическим  содержанием,  которое  вложено  композитором   или народом в произведение музыки.
Хоровое исполнение песен имеет давние и глубокие народные  традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные  способности,  но  и  качества характера, мировоззрение, художественный вкус,  эстетическое  чувство.  Очевидно, что во внеклассной работе я стремлюсь  к оптимальному сочетанию  всех элементов эстетического воспитания.
Таким образом, в работу вокального кружка и в организацию детских праздников  я вкладываю единые  эстетические задачи образования и воспитания  школьников.  Моя работа с классным коллективом нацелена на такое  эстетическое воспитание посредством музыки,  которое  обеспечивает  развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер  их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию  знаний, умений и навыков во всех видах эстетической деятельности.
Именно внеклассная и  внешкольная  работа  дают  детям  реальную возможность познакомиться с искусством шире. Результативность   внеклассных занятий   несомненна:   средства    музыкального искусства действительно могут оказывать  на  младшего  школьника  свое  неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие,  вызывает неподдельный интерес и отклик  в  каждом  ученике.  Эмоционально  насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в  душе  ребенка,  который  в  будущем  станет  основой  становления   эстетического   вкуса,   идеала,   отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство  к  музыке  отложит  свой отпечаток  и  на  отношении  к  жизни,  действительности.   С   эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что  сегодня  ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет  в  осознанное  отношение  и  к искусству и к жизни.
Таким образом, средства музыкального искусства (песня) при правильной организации и  подаче их ученику действительно способствуют его  эстетическому,  интеллектуальному и духовному развитию.