Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Роль школьных традиций в гражданском становлении личности.
(в рамках акмеологического развития личности.)

Выступление на районном семинаре
для заместителей директоров по УВР
20 января 2011 года
заместитель директора по УВР
МОУ «СОШ № 23» Власовой И.М.

Под традицией понимается:

  1. Всё, что устно перешло от поколения на другое (Даль В.И.)
  2. Обычай, установившийся порядок в быту (Ушаков Д. Н.) ()

В основе традиций лежит длительный опыт, нормы, символы, обряды, обычаи, Они создают своеобразный сценарий поведения человека в определённых ситуациях.
Традиции, выступающие как коллективная память, являются неотъемлемым условием существования образовательного учреждения. Они содействуют возникновению духовного притяжения, укрепляют чувства патриотизма и национальной гордости. Через школьные традиции формируется отношение ученика к окружающей действительности, происходит совместное участие детей и взрослых в общественно значимых событиях, трудовых действиях. Процесс использования традиций школы неизменно оказывается одним из важных моментов функционирования системы воспитания.
Для создания условий для формирования гражданственности и патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забыть, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Гражданско-патриотическое становление личности школьников на традициях школы – это систематическая и целенаправленная деятельность школ по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. А также это непрерывный, последовательный педагогически организованный процесс освоения ценностей культуры, отношения к малой Родине, языку, своему народу, его традициям, обычаям, идеалам, обеспечивающих патриотическое становление акмеологической личности ребёнка.
Akme (от греческого – вершина, цветущая гора) – высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, максимальное развитие способностей и дарований.
С позиций акмеологии целью работы школы выступает целостное развитие человека, индивидуальность которого предстает как высшая ценность.
Традиционные направления и формы гражданско-патриотического воспитания в нашей школе:
Историко-краеведческое направление.
Цель работы: изучение истории родного края, проведение краеведческой работы, осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывность с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Основные формы работы: Это встречи с интересными людьми (слайд № 6), праздники, посещение музеев и выставок.
В этом году мы начали проект «От Покровской слободы до звездного причала», посвященный 50-летию первого полета человека в космос. Его целью является формирование у учащихся активной гражданской позиции, гражданско-патриотического сознания на краеведческом материале, обеспечение внеурочной деятельности детей и подростков, профилактика асоциального поведении учащихся.
Сама идея проекта возникла не на пустом месте, ей предшествовала большая системная работа. На протяжении ряда лет в школе работал кружок «Исторический альманах» под руководством учителя истории Смирновой Ольги Николаевны. Методические наработки, результаты деятельности обучающихся подвели нас к идее обобщения накопленного материала, расширения экспозиций путем создания общедоступного компактного виртуального школьного музея.
Школа гордится своей многолетней дружбой с краеведческим музеем города Энгельса. Уроки музейной педагогики вносят свою лепту в формирование гражданских качеств личности обучающихся.
Военно-патриотическое направление:
Цель работы: повышение уровня подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации,
Основные формы работы: проект «Дорогами Памяти», акция «Ветеран живет рядом», уроки мужества «Герои нашего города», Вахта Памяти у Вечного огня, организация шефской помощи ветеранам ВОВ, акция «Подарок ветерану», книга памяти «Герои живут среди нас», акция «Я – гражданин России». Это далеко не полный список дел этого направления.
Заключен трехсторонний договор между нашей школой, школой № 2 г.Тольятти при участии авиабазы г.Энгельса. Его цель: развитие прямых связей между образовательными учреждениями, объединение усилий по организации дополнительного образования детей в вопросах обеспечения гражданско-патриотического воспитания. Традиционный конкурс «Разрешите встать в строй». Наши «Витязи» на протяжении ряда лет занимают призовые места в городских смотрах-конкурсах юнармейских отрядов.
Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются традиционные встречи с ветеранами  войны, героями трудовых подвигов, участниками локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы.
Оборонно-спортивное направление.
Цель работы: формирование здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, показать значение здорового образа жизни для формирования гражданина и обновления России.
Основные формы работы: игра «Зарничка», спортивные состязания (слайд № 25) и Дни здоровья, осенний кросс, на который выходят все ученики школы и учителя.
Правовое направление:
Цель работы: проектирование, апробация и практическое внедрение в МОУ «СОШ № 23» системы учебно-воспитательной работы, обеспечивающей формирование у школьников уважения к праву, закону и в целом – правовой культуры личности.
Основные формы работы: конкурс правовых сочинений «Белая ворона», конкурс рисунков «Конституция глазами ребёнка», практические занятия.
Семейное направление.
Цель работы: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.
Основные формы работы: конкурс «История моей семьи», беседа «Семейные праздники», фотовыставка «История одной фотографии», составление генеалогического древа «Моя родословная», проект «Милосердие», акции «ДДД (День Добрых Дел)», совместные праздники , походы, экскурсии.
Традиции – это то, чем сильна школа, то, что делает ее родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Сложившийся коллектив обязательно имеет свои традиции – передаваемые обычаи, то, что позволяет иметь свое лицо. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать свое участие в каком-либо деле. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет ее, т.к. каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.   
Согласно школьному плану воспитательной работы традиционно в январе проходит общелюбимый праздник День школы. В этот день в школе особенно многолюдно и весело. Проходят праздничные классные часы, спортивные состязания и турниры, конкурсные программы, открытые занятия кружков и, конечно праздничный концерт-отчет творческих коллективов школы. На этажах школы развернуты: выставка «Город мастеров» и экспозиция «По страницам школьного музея». В школьной столовой жюри подводит итоги конкурсной программы «Вкусный подарок школе». Проводятся конкурсы: на лучшую классную газету, плакат-поздравление ко Дню рождения школы и рисунков «Родная школа в лицах».
Сегодня, 20 января день традиционно начался с общешкольной радиопередачи «Праздник школы – день веселый», которую организуют и проводят лидеры детского объединения «Счастливая страна» под руководством органа ученического самоуправления Совета старшеклассников.
Сокращенные уроки в обеих сменах заканчиваются единым классным часом «История школы – история моей страны», кружковыми занятиями, спортивными праздниками.
Сегодня вашему вниманию представлены 4 праздничные программы:
- праздник «Посвящение в ломоносовцы»
- финал I этапа школьного конкурса «Ученик года»
- практическое занятие «Разнообразие форм и методов, используемых в работе волонтерского движения»
- занятие кружка «Юный эколог» в 4в классе «Мы – дети Волги»
История праздника «Посвящение в ломоносовцы» насчитывает три года. В нашей школе преподавание некоторых предметов ведется с использованием образовательной технологии «ИнтеллекТ». Технология «ИнтеллекТ»- образовательная, здоровьесберегающая , зарегистрированная как объект интеллектуальной собственности методика обучения. Которая, была разработана в Московской президентской школе им. Ломоносова Зигановым Маратом Александровичем.
Одной из традиций этой школы является торжественный праздник  для первоклассников «Посвящение в ломоносовцы».
В первый год в нашей школе обряд посвящения прошли обучающиеся некоторых классов начального и среднего звена, побывав на грандиозном балу у императрицы . В следующий год учеников начальных классов приветствовали боги Олимпа. Сегодня первоклассники узнают о детских годах «архангельского мужика» и его непомерному стремлению к знаниям.
Кружок «Юный эколог» традиционно существует в начальной школе на протяжении ряда лет. Его воспитанники пополняют ряды школьного научного общества «Исследователь» эколого-биологической направленности, участвуют в конкурсах районного, областного и всероссийского уровней, принося славу и победы родной школе.
Финал I этапа школьного конкурса «Ученик года»
В начале этого года было переработано положение о конкурсе и утверждено Советом старшеклассников, педагогическим советом, Управляющим советом школы. Конкурс имеет такие цели и задачи:
- выявление талантливых учащихся, их поддержка и поощрение;
-повышение социального статуса и уровня знаний учащихся; усиление их общественной поддержки;
- утверждение приоритета образования;
- стимулирование всестороннего развития и творчества учащихся; формирование активной жизненной позиции; выявление и распространение опыта учебной и творческой деятельности;
- формирование современного мышления.
Участником конкурса могли стать ученики 1-11 классов. Конкурс проводится по трем возрастным группам.
Конкурс проводится поэтапно.
Первый (предварительный) этап конкурса проводится с 1 ноября по 15 ноября, с 1 по 15 января, с 1 по 15 марта и  включает в себя:
- получение заявки от участников;.                         
- представление участника в виде выпуска газеты «Это-Я!»( работа выполняется на листе А-1.Она должна быть красочной , содержательной , оригинальной по оформлению; можно использовать фотографии , рисунки, текст  и т.п.)
Второй этап (основной) (15 ноября – 30 декабря; 15 января – 28 февраля; 15 марта – 31 апреля).
- Творческое задание: самопрезентация по различным направлениям деятельности (учеба, спорт, хобби, мечты и т.д.) в произвольном стиле и манере исполнения (электронная презентация,  стихотворение, песня и т.д.). привлечение третьих лиц к выступлению приветствуется.
- Представление (каждые две недели) классным руководителем и конкурсантом в жюри конкурса сведений об успеваемости за текущий период, успехах в творческой и спортивной деятельности конкурсанта, участия в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и социальных акциях.
В последнюю неделю этапа на сайте школы открывается Интернет-голосование за конкурсантов.
Третий этап (подведение итогов):
- интеллектуальный марафон (вопросы из различных областей знаний),
- творческое задание (экспромт),
- испытание «Продолжи фразу».
Церемония награждения проводится в январе, марте, мае. В конце учебного года между участниками конкурса проходит заключительный тур. Присуждается звание «Ученик года» и номинации конкурса:
·        «И чтец, и жнец, и на дуде игрец»
(самый социально- активный ученик)
·        «3десь каждый камень-летопись сама...»
(знаток истории и общественных наук)
·        «К вершинам спорта»
(самый спортивный учащийся)
·        «Дух упорства и вдохновения»
(знаток в области точных наук)
·        «Восходящее солнце»
(самый творческий ученик)
·        «Пытливый ум и сила духа»
(отмечается ученик с наилучшими показателями в учебе и спорте)
«Вначале было слово...»
(знаток в области словесности)
-       «Не имей сто рублей, а имей сто Интернет-друзей»
(обучающийся с наивысшими результатами Интернет-голосования)
·        «Руки золотые»
(умелец).
Сегодня вы увидите финал I этапа традиционного школьного конкурса «Ученик года».

Традиции отличаются большим динамизмом, реагируя на требования современной жизни. Воспитательные возможности традиций очень высоки, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка.
Педагогическое взаимодействие  школы в гражданском воспитании подрастающего поколения может и должно базироваться на школьных традициях. В процессе использования их потенциала необходимо только выявить наиболее значимые и интересные школьные традиции. Они дают возможность школьнику оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник"; дети гордятся своей школой и ощущают стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам школьного коллектива, а так принято.