Персональный сайт Ирины Михайловны Власовой

Виртуальная реальность: разумный подход.

  Компьютеры прочно вошли в жизнь современных детей. Сейчас не найдется школы, где не было бы хотя бы одного компьютера. Без сомнения, они облегчают и разнообразят жизнь школьника, но и вносят определенные сложности.
Теперь многие дети часами не отходят от монитора, с головой погрузившись в «новую реальность». Учителя пытались вступить в борьбу с новой заразой путем запретов и наставлений на путь истинный учеников и их родителей, но эта политика не привела к успеху. На мой взгляд, лучше попытаться принять эту новую реальность в нашу учительскую практику, оценивая все плюсы и минусы, которые она влечет за собой.
Прежде всего обращу внимание на те игры, которые имеют обучающий характер, оказывая положительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Например: компьютерные игры, связанные с творческим моделированием. Используя их, ребенок может сочинять музыку или заниматься дизайном одежды, имея совершенно иные условия и возможности по сравнению обычными видами детского творчества. Ведь друг-компьютер не требует от него особых навыков и умений ни в рисовании, ни во владении каким-то музыкальным инструментом. Наши дети как бы перешагивают свою неумелость, попадая в царство свободы, где могут почувствовать себя истинными творцами, создателями чего-то нового и необычного.
Как безусловный плюс хочу отметить и способность компьютера избавлять ребенка от ощущения собственной ущербности и неполноценности, которые он чувствует всякий раз, когда что-то не получается как у взрослого. Но, одновременно, не отобьет ли это у него охоту искать понимания и общаться с непонятными взрослыми, сверстниками?.. И не поменяется ли мотивация, связанная с достижением успеха в овладении каким-то умением или навыком?..
Для ребенка естественно стремление овладеть все новыми и новыми видами деятельности. И что может сравниться с радостью, которую он испытал, когда впервые смог прочесть книгу как взрослый, написать письмо, почистить картошку.
Думаю, что при разумном подходе те возможности, которые предоставляет компьютер, и творческая деятельность ребенка, связанная с преодолением трудностей, с приобретением новых умений и навыков, могут сочетаться самым счастливым для детского развития образом.
Много и других видов игр, например логические. Многие из них имеют сюжетную основу и рассчитаны на поиск игроком верного решения методом проб и ошибок, всякий раз заставляют по-новому ориентироваться в ситуации борьбы с препятствиями. Содержание же школьных предметов, связанных с развитием абстрактно-логического мышления, предлагает ученикам алгоритм действий, который они должны усвоить и научиться правильно их применять.
Оба этих навыка умственной деятельности при разумном сочетании могут дополнить друг друга и принести несомненную пользу развитию детского интеллекта. Другое дело, что ситуацию нужно держать под контролем и следить за тем, чтобы они не стали друг другу мешать.
Наибольшие опасения у меня, как педагога, вызывают компьютерные игры, которые дают возможность интеллекту отдохнуть, а тренируют автоматические реакции и способность к ориентированию. (Это разного рода гонки, стрельбы по мишеням и врагам и т.д.) На мой взгляд, они в принципе неплохи и невредны, если ребенок не слишком ими увлечен. Но их опасность в том, что они крайне азартны, эмоционально насыщенны и оказывают возбуждающее действие на нервную систему, вызывая перенапряжение ребенка. И в таком состоянии он приходит на школьные занятия. Сил  для полноценной умственной деятельности просто негде взять…
В большинстве случаев чрезмерный интерес к компьютеру проявляют дети, у которых есть трудности с социальной адаптацией. Компьютер – это ведь своего рода возможность общения, просто идеальный наперсник детских забав. Но он не может заменить детского коллектива, научить правильному социальному поведению, устранить страх перед окружающей реальностью.

        В общем, я думаю, не стоит пугаться компьютера в школе и дома. Имеет смысл приглядеться к нему повнимательнее, познакомиться поближе. Вдруг он вам понравиться?..